АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы

Конституционный суд РФ. Нельзя формально возлагать бремя содержания бездомных животных на муниципалитет

06.12.2023

Конституционный суд РФ. Нельзя формально возлагать бремя содержания бездомных животных на муниципалитет

Нормы Гражданского кодекса РФ, относящие безнадзорных животных к муниципальной собственности, не могут быть основанием для решения вопроса о взыскании с органов местного самоуправления расходов, понесенных бюджетом субъекта РФ на их содержание, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Соответствующие выводы были сделаны КС РФ в ходе рассмотрения жалобы администрации муниципального образования – городского округа Архангельской области "Город Новодвинск", которая просила проверить конституционность пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса (ГК) РФ, который предполагает, что если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них, а при отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
"Оспоренная норма признана не противоречащей Конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", – сообщает пресс-служба КС РФ.

Областной бюджет против муниципального
Как следует из материалов дела, государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Новодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных" через арбитражный суд взыскала с местной администрации около 300 тысяч рублей за содержание и захоронение отловленных в 2019-2020 годах на территории муниципального образования безнадзорных животных.
"Вышестоящие суды оставили это решение без изменений, полагая, что нормы ГК РФ обязывают муниципалитет принять в свою собственность безнадзорных животных, владелец которых не обнаружен, спустя шесть месяцев их пребывания в пунктах временного содержания", – передает пресс-служба КС РФ суть жалобы муниципалитета, который посчитал, что возложение права собственности и обязанности содержания безнадзорных домашних животных на орган местного самоуправления без его волеизъявления неконституционно.

Животные – не вещь
КС РФ отметил, что отсутствие собственника у вещи или отсутствие сведений о нем не является типичной ситуацией для гражданского оборота, но пояснил, что в статьях 225–233 ГК РФ регламентированы вопросы приобретения права собственности на такие вещи, в том числе на находку. При этом КС РФ подчеркнул, что регулирование отношений по поводу безнадзорных животных во многом сходно с регулированием отношений в связи с находкой, но не идентично ему.
КС РФ разъясняет, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Но если спустя шесть месяцев с момента заявления о задержании животных их собственник так и не обнаружен или сам не заявил о своем праве на них, а лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, не желает приобрести право собственности на животных, такое право возникает у муниципального образования.
"Данное правило нацелено прежде всего на то, чтобы снять с лица добровольно принятую на себя обязанность по содержанию животных, если оно не выразило намерения стать его собственником, и на то, чтобы предотвратить возвращение животного в безнадзорное состояние. Выступая гарантией надлежащего обращения с животными, чей собственник неизвестен, это правило носит субсидиарный характер и производно от частно-правовых по своей природе отношений, возникающих в связи с задержанием животного, розыском собственника и возвращением животного ему. Причем у муниципального образования возникает обязанность обеспечить надлежащее обращение с безнадзорными животными, включая несение бремени их содержания", – разъясняет КС РФ положения ГК РФ.

Ради общественной безопасности
Также, по мнению КС РФ, деятельность по обращению с животными без владельцев направлена в первую очередь на поддержание общественной безопасности как в смысле устранения возможной физической угрозы гражданам от таких животных, так и в смысле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Те же самые цели обращения органами публичной власти с безнадзорными животными, считает КС РФ, подразумевает и Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Этот механизм напрямую не связан с предусмотренным оспариваемой нормой правилом о поступлении в муниципальную собственность безнадзорных животных и в принципе не затрагивает вопросов приобретения публично-правовыми образованиями права собственности на отловленных животных без владельцев. Это правило – в системе и прошлого, и настоящего регулирования вопросов разграничения полномочий органов публичной власти в данной сфере – не может пониматься в качестве подменяющего, в том числе по истечении шести месяцев с момента задержания животного, действие специальных норм, посвященных обращению с животными без владельцев. Иное толкование ставило бы под угрозу определенность в том, что касается обращения с такими животными", – говорится в Постановлении КС РФ.
А следовательно, оспоренная норма, регламентируя ситуацию, когда безнадзорные домашние животные до истечения шести месяцев со дня заявления об их задержании (находке) содержатся за счет средств тех или иных лиц, и определяя порядок приобретения права собственности на безнадзорных домашних животных, не предполагает своего применения при обстоятельствах, в которых возник спор с участием администрации муниципального образования "Город Новодвинск", послуживший причиной для обращения в КС РФ.
"Оспариваемая норма не предполагает ее применения в качестве основания для отнесения животных, отловленных и содержащихся в рамках осуществляемой за счет средств бюджета субъекта РФ деятельности по обращению с животными без владельцев, к муниципальной собственности в целях решения вопроса о взыскании с муниципального образования денежных средств в размере расходов, понесенных на таких животных по истечении шести месяцев после их отлова", – гласит постановление КС РФ.
В итоге КС РФ указал, что правоприменительные решения по делу заявителя в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в вынесенном постановлении, подлежат пересмотру.


Возврат к списку