АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы

Сургутский район. Глава района Андрей Трубецкой поделился опытом района по реализациии концессионных соглашений

27.11.2023

Сургутский район. Глава района Андрей Трубецкой поделился опытом района по реализациии концессионных соглашений

В декабре в Сургутский район планируют приехать делегации из двух регионов России, чтобы лично ознакомиться с уникальным опытом властей муниципалитета в сфере строительства социальных объектов. Такие договоренности были достигнуты на международном форуме БРИКС+, где Андрей Трубецкой презентовал практики Сургутского района. Подробнее об этом, а также об успехах и планах глава рассказал в интервью главному редактору «Вестника» Антону Степыгину.

– Здравствуйте, Андрей Александрович. В первую очередь, давайте поговорим про главное событие последних недель. Это участие Сургутского района в форуме БРИКС+. Сургутский район был единственным от Югры, который представлял свои практики на этом форуме. Почему решились участвовать в таком важном мероприятии?
– Решение принималось организаторами форума. Мы получили приглашение и были включены в состав окружной делегации по решению губернатора. 

– Поделитесь впечатлениями, потому что все-таки это международный форум. Причем, наверное, один из важнейших в мире, один из самых представительных. Удалось пообщаться с какими-нибудь зарубежными экспертами?
– Это действительно один из ведущих крупнейших международных форумов. С иностранцами не общались, поскольку та сессия, в которой я принимал участие, была посвящена развитию спорта и здоровому обществу, обсуждались именно российские практики. То есть, мы делились своим опытом с другими регионами, рассказывали другим муниципалитетам, чего при желании можно добиться за короткий срок. На нашей сессии иностранных участников не было.

– Кто-то из других регионов, городов уже обращался к вам, чтобы более детально и подробно познакомиться с опытом Сургутского района.
– Наш опыт, действительно, заинтересовал коллег. В декабре планируется официальный визит региональных команд из двух областей. 

– Вы говорили о концессии в сфере строительства социальных объектов. В чем отметите плюсы и минусы этого механизма для муниципалитетов?
– Я бы сказал – не минусы, а сложности. Во-первых, это очень непростой механизм: длительные процедуры, каждый объект уникален, нет шаблона и стандартных решений. Подготовка полного пакета документов для размещения на один объект до полугода занимает. И также необходимо иметь подготовленные кадры, которые могут все правильно оформить, предусмотрев все нюансы.
Не каждый инвестор готов выступать в роли концессионера, потому что концессия предусматривает рассрочку платежа по времени. А застройщик, конечно же, хочет получить деньги сразу. 
Плюсов же очень много для муниципалитета. Во-первых, проектирует и строит одно юрлицо. То есть увязывается качество проектирования и строительства. Во-вторых, концессионер какое-то время эксплуатирует построенный объект. То есть, он фактически строит для себя. Ну, и самый главный плюс для муниципалитета – рассрочка платежа. Если это на 10-15 лет, то можно построить один, два, три, а то и пять объектов, насколько позволит бюджетная обеспеченность.

– На региональном уровне, на моей памяти, отмечалось, что не только Сургутский район пытался использовать механизм концессии, но получилось только у вас и вашей команды. Почему так?
– Не могу ответить на этот вопрос, не стану оценивать работу коллег. Могу сказать, что сделали мы. Одно из важнейших – это наличие подготовленных кадров, то есть и специалистов, и руководителей этого направления, которые могут концессионные соглашения не просто заключать, но и продвигать, и контролировать, и сохранять. Это большой труд, это определенные навыки и компетенции.
Где-то пошли на риск. В 2016 году мы внесли изменения в нашу оргструктуру. У нас появился специализированный уполномоченный орган в лице управления инвестиций. На него мы возложили ряд функций, в том числе, по развитию концессионных соглашений. Я считаю, что, в том числе и поэтому получилось. Во многих муниципалитетах такого обособленного подразделения нет.

– Предлагаю подробнее поговорить про механизм концессии, а точнее краткосрочные муниципальные концессии. 
– У нас строится четыре объекта по механизму муниципальной концессии. В чем уникальность? Обычно гарантом выступает субъект. В 99 % случаях это именно региональный уровень, а муниципальная концессия практически не представлена. А мы заключили именно муниципальную концессию, где сторонами выступают Сургутский район и застройщик. Округ не участвует, финансирование полностью подтверждено за счет средств местного бюджета. 
Краткосрочная концессия для того, чтобы заинтересовать инвестора, чтобы к нам зашли застройщики. Речь же идет именно о стройках в удаленных поселениях. Это 130 и 170 километров от города. Скажем так, условия для инвестора не совсем идеальные, и чтобы как-то заинтересовать, снизили срок концессии до трех лет: восемь месяцев проектирование, 10 месяцев строительство и полтора года эксплуатация, чтобы побыстрее рассчитаться.
Интерес муниципалитета в том, чтобы период расчета был как можно дольше, чтобы четыре, пять, шесть объектов построить. Но специально решили такой пробный шар запустить, чтобы и заинтересовать инвестора, и побыстрее построить. Вполне возможно, что будем продолжать, потому что для района это выгодно. Но будем пытаться увеличивать срок расчета с концессионером.

– А если говорить про конкретные объекты? 
– Построили две школы в Нижнесортымском и Солнечном, сейчас строим в Белом Яре. Там строительная готовность уже порядка 23 процентов.
И по муниципальной концессии строим четыре объекта. В Ляминой спортивный зал и хоккейный корт, и в Русскинской спортивный зал и хоккейный корт.

– А еще какие планируете? 
– Сейчас мы обкатали муниципальную концессию, и очень надеемся не только сохранить инвесторов, которые готовы строить и которые есть сейчас, но и привлечь новых с тем, чтобы расширить перечень объектов.

– В основном застройщики местные или из других регионов?
– Наши, местные. Не сказать, что прям очередь стоит, потому что механизм сложный и все-таки отложенный платеж по времени, но, тем не менее, стараемся прописывать такие условия, чтобы заинтересовать инвесторов.

– Сургутский район активно развивается. Даже в самых отдаленных поселениях появляются новые современные объекты, благоустраиваются территории. Вы уже упомянули, что в декабре приедут делегации других регионов. Куда бы вы свозили гостей в Сургутском районе, что показали бы им? 
– Есть, что показать. Да мы только объектов спорта построили за последние пять лет 42! Только представьте – 42 объекта спорта построил сам район. Мы недавно выступали в Санкт-Петербурге, где второй год подряд заняли первое место за свою стратегию развития. Там были представители Госдумы, и они не поверили, даже поспорить пришлось. Говорят: как район может построить 42 объекта спорта?
Некоторые субъекты строят меньше. Пришлось на цифрах показывать, рассказывать с помощью слайдов про каждый объект. Поэтому есть, что показать. Но еще много надо сделать.

– Если говорить о планах на 24-25-й годы, что запланировано по социальным стройкам?
– Не в меньших объемах, чем в 2023-м. Одномоментно семь объектов спорта строится. В сфере ЖКХ три крупных объекта на, без малого, три миллиарда рублей. Объекты соцкультбыта на 2024 год в объеме 200 миллионов запланированы. И ремонт, и строительство дорог запланированы. Стараемся не снижать планку. Ввод объектов будет каждый год. 

– А на деньги инвесторов, в рамках концессий?
– В рамках концессий четыре объекта спорта и школа. Достроим в этом году объекты спорта в Ляминой и Русскинской, в планах большой спортивный зал в Лянторе будет. Из местного бюджета порядка 400 миллионов рублей заложено. Попробуем, может быть, на условиях концессии. 

– А что касается жилищного строительства? Есть поселения, куда с большим скрипом удается привлечь застройщиков. Но раз в 2023 году получилось с Тундрино и Высоким мысом, может, есть и другие территории, куда хотя бы раздумывают зайти инвесторы. 
– Я очень надеюсь, что будет ввод жилья на территории городского поселения Федоровский. Как минимум 10 лет именно для переселения из аварийного жилья там не строили. Два дома должны в этом году сдать. А так в принципе, везде, где мы запланировали – там стройка идет.

– Вы говорите работы очень много. А какой работы? На что стоит обратить внимание?
– Абсолютно все те направления деятельности, которые у нас прописаны в стратегии и являются для нас приоритетными – это восемь основных направлений: дороги, благоустройство, жилье, безопасность, спорт, культура, образование, ЖКХ. Оно было актуально вчера, актуально сегодня, и будет актуально и завтра. 

– Но есть же направления, в которых уже сложно развивать куда-то дальше. Например, спорт. Спортом занимаются, если я правильно помню, на территории района порядка 70% жителей. 
– 72%.

– Это колоссальная цифра. А куда дальше-то идти? Невозможно же 100% жителей охватить.
– Они могут заниматься спортом в старых изношенных спортивных залах. Или на улице бегать на лыжах. А могут заниматься в современных, хорошо обустроенных, с новыми тренажерами спортивных залах. Да, немало сделано. В Лянторе надо строить спортивный комплекс?

– Надо.
– Надо. В Белом Яре надо Центр единоборств строить? Надо. В Барсово сейчас «Барс» закрывают, поскольку признан аварийным. Надо что-то строить взамен? Там ведь 340 детишек занимаются. Надо. Вот бог даст, достроим первый бассейн в Федоровском. А всего на территории Сургутского района 13 населенных пунктов. В Лянторе бассейн нужен? Нужен. В Белом Яре нужен? Нужен. Поэтому работы еще непочатый край. 

– Еще такой вопрос. Как сегодня принимаются решения о распределении ресурсов между поселениями? Иногда встречаются мнения у людей, которые не погружены глубоко в этот процесс, что одним дают больше, чем другим. Расскажите про алгоритм принятия этих решений.
– Всеми вопросами, которые касаются финансов, ведает бюджетная комиссия. Я даже не то, что не ее председатель, даже не член бюджетной комиссии. Чтобы исключить все возможные подозрения, кривотолки: глава Сургутского района не является ни председателем, ни членом бюджетной комиссии. 
В бюджетную комиссию входят руководители отраслевых органов, возглавляет ее председатель думы, потому что именно депутаты утверждают и план расходования бюджетных средств, и отчет о фактическом расходовании бюджетных средств. То есть председатель бюджетной комиссии – это председатель думы, Валентин Анатольевич Полторацкий. 
Но я что хочу сказать. Здесь очень важно не только быть первым. Или громче всех прокричать, и тебе больше всех дадут. Здесь очень важно и наличие проектно-сметной документации. И проектов, которые прошли положительную государственную ценовую и техническую экспертизу. Мало прийти и сказать – а я хочу спортзал. Для этого нужен проект, для этого нужен земельный участок. Для этого нужны точки подключения к инженерным сетям. Должен быть запас по теплу, воде, стокам. Это все должно обеспечить поселение. Особенно там, где они самостоятельно исполняют полномочия: по земле, по воде, по стокам, по теплу. Одного желания, или громко кричать, бывает очень мало, для того, чтобы какой-то объект появился в том или ином поселении. 

– То есть, очень много зависит от руководителей поселений и их команд.
– От администраций поселений, конечно. Я сколько раз говорил, отвечая на вопросы жителей на встречах: я хочу, чтобы строился и развивался каждый поселок. Но вот кусок пирога. По большому счету, без разницы, куда его отдать. Как решит бюджетная комиссия, туда деньги и пойдут. Но насколько сами поселения готовы к реализации того или иного проекта? 
Недавно встречались с Общественным советом в Белом Яре. Я сам подтверждаю – даже объектов благоустройства за последние года три не было. Потому что ни одного проекта нет от поселения. Мало желания, надо хотя бы эскизный проект, проектно-сметную документацию, чтобы проект прошел общественные слушания, обсуждения, чтобы его добрили жители самого Белого Яра. Потом это выносится на комиссию, которая в администрации района – она отбирает. 
А надо посмотреть, сколько мы вкладываем, сколько будет благополучателей от этого проекта. Мы вложим 10 миллионов, но него будет любоваться один человек, или вложим миллион и будет пользоваться все поселение. Это не просто так. Это, действительно, сложный механизм, и для реализации того или иного проекта надо готовиться за год, за два. У кого-то это лучше получается, где-то эта работа системная, по накатанной идет. И они один проект за другим каждый год реализовывают. Где-то эта работа вообще никак не поставлена.

– Мэров-отличников назовете?
– Не хочу никого выделять. Но это очень заметно на самом деле даже по встречам с населением. Приезжаешь в одно поселение и рассказываешь: у вас сделано то, то и то, планируем сделать то, то и то. А где-то сидишь, и не знаешь, что сказать. 

– В нескольких поселениях осенью приступили новые главы. Дадите первую оценку их работе? Все ли у них получается, или им нужна какая-то помощь?
– Они мои коллеги, как я могу их оценивать. Бытует мнение, что главы поселений подчиняются главе района. Да ничего подобного, нет такого даже близко. Это такие же коллеги. Я глава в администрации Сургутского района, а каждый глава в своем поселении. Поэтому у меня нет прав, ни моральных, ни юридических, для того, чтобы давать оценку кому-то из них. Могу сказать, что работаем со всеми в команде, готов помогать. И однозначно будем помогать, было бы с их стороны желание работать. 

– Это желание сегодня есть?
– Да, я вижу.


Возврат к списку