АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Министерство финансов РФ. В России вводят контроль за бюджетными обязательствами муниципалитетов и регионов

23.09.2025

Министерство финансов РФ. В России вводят контроль за бюджетными обязательствами муниципалитетов и регионов

Минфин разработал проект правительственного постановления, реализующий заложенные в Бюджетном кодексе нормы о контроле центра за объемами обязательств регионов и муниципалитетов по концессиям, соглашениям о государственно- и муниципально-частном партнерстве и лизинговым договорам. Принятие правил станет продолжением усилий Белого дома по наведению порядка в сфере учета бюджетных обязательств органов власти всех уровней.
Подготовленный Минфином проект постановления правительства должен запустить применение обновленной в апреле этого года ст. 107 Бюджетного кодекса (БК) о предельных значениях показателей долговой устойчивости регионов и муниципалитетов. Установленные этой статьей ограничения касаются субъектов РФ, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (к таким в РФ не относятся лишь 26 относительно богатых регионов).
Для дотационных регионов и муниципалитетов кодексом установлено, что объем их долга не должен превышать размер доходов бюджета без учета трансфертов центра (в случае муниципалитетов — региона). При этом в долг включаются обязательства региона или муниципального образования по заключенным с частными инвесторами концессиям, договорам государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнерства, а также по лизинговым платежам. Для дотационных регионов и муниципалитетов с наиболее сложным финансовым положением (когда доля дотаций из федерального бюджета в течение двух последних лет превышала 40% доходов) предел долга с учетом обязательств по концессиям, ГЧП и лизингу еще более жесткий — 50% от собственных поступлений.
Подготовленный Минфином проект постановления прописывает, как именно регионы и муниципалитеты должны считать свои обязательства по договорам (плата концедента, капитальный грант, плата публичного партнера, лизинговые платежи) при верстке бюджетов.
Очевидная цель правил — усиление контроля центра за долговой нагрузкой субъектов для обеспечения их финансовой устойчивости. Правила будут распространяться на правоотношения, затрагивающие исполнение бюджета уже этого года, а также бюджетов 2026–2027 годов. Таким образом, меры коснутся договоров, заключенных начиная с 1 января 2025 года. Установленные БК нормы в том числе ограничивают дотационные территории в возможности заключать соглашения, которые потенциально (например, при выходе инвесторов из них) могут обернуться дополнительными расходами.
Отметим, что работу по контролю за финансовыми обязательствами публичной стороны по соглашениям Минфин ведет уже много лет. В частности, еще в 2021 году Белый дом наладил мониторинг реализации концессий и ГЧП-проектов на местах на базе ГИС «Управление». В этом году был разработан порядок ведения реестра обязательств органов власти при ГЧП для решения давней проблемы учета всех бюджетных расходов при реализации таких инициатив. В реестр попадут данные не только о прямых расходах бюджетов, но и об их условных обязательствах, например в связи с досрочным расторжением соглашений, штрафами, непредвиденным удорожанием проекта.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку